«Волшебная карта Деда Мороза»
(для детей 6-7 лет)
Пояснительная записка к сценарию образовательной ситуации
Общие сведения |
Дети – активные деятели. Через действия они получают знания, набирают опыт, формируют своё отношение к происходящему. Поэтому основной задачей для нас, педагогов, является создать условия для формирования такого опыта, условия, позволяющие ребёнку активно действовать с учётом его собственных интересов. Групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей. Данный сценарий педагогического мероприятия с детьми построен на основе технологии группового сбора. Образовательная деятельность построена на основе цикла «План – дело - анализ», в процессе которой решается комплекс воспитательно- образовательных задач |
Основная технология |
Данная разработка - образовательных ситуаций, представлена по теме дня “Дед Мороз” составлена на основе Рабочей программы педагога МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» по лексической теме недели “Новый год” для подготовительной группы. Образовательная деятельность организуется на основе технологии «Групповой сбор». Рамки данной технологии позволяют в организации образовательной деятельности участвовать двум педагогам: воспитатель, учитель-логопед. Учитель – логопед на утреннем сборе сообщает свою новость (проблемная ситуация) и приглашает желающих в центр «Развития речи». В данном центре специалист решает речевые задачи в процессе «починки» карты. Дети самостоятельно работают в трех остальных центрах, воспитатель – консультирует, оказывает минимальную помощь. |
Активные формы обучения |
Проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве. 1. Групповой сбор. (Проводится в понедельник) Цель: совместное определение тематики предстоящей образовательной деятельности. Используем модель трёх вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где нам об этом узнать?) 2. Утренний сбор. Его цель создание условий для межличностного и познавательно - делового общения детей и создания мотивации к предстоящей деятельности. 3. Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель – организация детской деятельности с учётом интересов детей; решение образовательных задач; развитие навыков сотрудничества. 5. Итоговый сбор. Цель: подведение итогов дня, недели, презентация продуктов деятельности, анализ результатов и определение перспектив |
Характеристика группы детей |
В группе 24 ребенка, из них 13 девочек, 11 мальчиков. Социально-психологический климат группы положительный, благоприятный. В конфликтных ситуациях дети применяют стратегию сотрудничества, компромисса. Умеют применять социально-приемлемые способы взаимодействия, соответствующие морально-этическим нормам. Отвергнутых и изолированных детей в группе нет. |
Методики и технологии, применяемые при организации образовательной деятельности детей в центрах активности |
Социоигровые технологии:
общения в процессе деятельности. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих активизации самостоятельности и инициативы ребенка, повышение познавательного интереса, формирование детских компетентностей. 2. Игровые проблемные ситуации речевого развития детей дошкольного возраста: Использование системы проблемных и игровых ситуаций в речевом развитии детей с целью мотивации к определённым видам деятельности. 3. Технология познавательно исследовательской деятельности: развитие познавательной активности детей. 4. Здоровьесберегающие технологии: свободное перемещение детей по группе, безопасное оборудование, смена динамических поз. |
Методы и формы контроля | Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности |
Цель дня | Обобщить представление детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе. |
Виды деятельности | Игровая, коммуникативная, продуктивная |
Формы организации | Групповая, подгрупповая, индивидуальная |
Предварительная работа |
Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки; подготовка к предстоящему Новогоднему празднику, рассматривание иллюстраций с Дедом Морозом; заучивание стихотворений, наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Чтение произведений:Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода», Н. Асеев «Мороз», З. Александрова «Дед Мороз», М. Клокова «Дед Мороз», В. Одоевский «Мороз Иванович». |
Работа с родителями |
Конкурс елочек, новогодних игрушек; мини проекты "Традиции Нового года разных стран " |
Список литературы и Интернет – ресурсов: |
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 2. Утро радостных встреч: (метод. пособие)/Лидия Свирская. – М.: Издательство «Линка - Пресс», 2010. – 240с. – ISBN 978-5-904346-17-1 3. «Математика в детском саду»/Л.С.Метлина - Издательство: Просвешение Год:1984 4. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС»/М.Г.Ишмакова - ИПЦ Маска, 2013 г. 5. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. 6. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недорозвитием речи/ Н. В. Нищева - СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС,2009. – 560 с 7. https://fotki.yandex.ru/next/users/denschikov2007/album/145042/view/563532?page=2#p review 8. http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00401.htm 9. http://www.lego-le.ru/ 10. http://www.school-essays.info/konspekt-nod-v-podgotovitelnoj-gruppe-po-teme- puteshestvie-v-gorod-velikij-ustyug-k-dedu-morozu/ 11. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupadou/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-puteshestvie-v-gorod-velikii-ustyug-kdedu-morozu.html 12. http://bigslide.ru/shabloni-prezentaciy/24981-dedi-morozi-v-raznih-stranah.html |
Конспект занятия
Тема | «Волшебная карта для Деда Мороза» |
Вид деятельности |
НОД, работа в «речевом центре» по технологии «Группового сбора» |
Возраст | Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет) |
Количество детей | До 6 человек (работа в центре) |
Цель | Развитие навыков словообразования |
Задачи |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: 1. Закреплять умение детей работать вместе: договариваться о выполнении работы, уметь распределять трудовые обязанности, оценивать свою и чужую работу. 2. Закреплять умение играть вместе, соблюдать правила, ходить по очереди, адекватно относиться к выигрышу и проигрышу |
Материал | Полуватман с нанесенной разметкой (слайд № 2), набор картинок (однокоренные к слову «снег» (слайды № 3, 4) и несколько не связанных со словом снег(слайд № 5), кубик, фишки, клей, кисточки, салфетки. клеенка, КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ |
Речевой материал |
Основной: снежок, снеговик, Снегурочка, Снегурка, снегопад, снежный (ком), снегоуборщик, снегоход, снежинка Вспомогательный: ориентир, инструкция |
Утренний сбор (новости) |
У деда Мороза была волшебная карта, по которой он добирался до нашего детского сада на праздник. Но сильный ветер перемешал все ориентиры. И теперь не может к нам добраться. Но мы можем починить карту… |
Орг. Момент | Педагог вспоминает вместе с детьми проблему, озвученную на утреннем сборе. Затем предлагает детям рассмотреть, что осталось от карты Деда Мороза и самим выбрать пути ее решения, плавно подводя к мысли, что карту нужно починить. |
Основная часть |
Педагог совместно с детьми обсуждает, что нужно сделать, чтобы починить карту, если известно, что ветер сдул все ориентиры (уточняют значение слова) и перемешал с другими картинками, но есть инструкция (уточняют значение слова) как ее починить. Дети готовят рабочие места. Педагог обращает внимание детей на то, что Дед Мороз живет в снежной стране, поэтому и все метки на карте он себе поставил созвучные со словом «снег». Взрослый предлагает детям из всех картинок отобрать только те, которые созвучны со словом «снег». Взрослый показывает картинку и произносит слово интонационно выделяя корень, например, снеговой, лесной … и т.д., обсуждая с детьми, есть ли в слове слово «снег» и что конкретно каждое слово обозначает. Уточняют нюансы значения слов Снегурка – Снегурочка, снегопад - снежок (в значении снег идет), снежок (в значении «комочек из снега») - снежок (в значении «снег идет»). Обязательно на примерах показывает, что слово может слегка изменятся, не меняя значения, например, снежный, звучит не «снег», а «снеж», но смысл все равно остаётся тот же – снеговой, сделанный из снега. Отобрав картинки, дети еще раз совместно с педагогом проговаривают их выделяя голосом часть слова «снег» («снеж») |
Динамическая пауза | Перед выполнением задания педагог предлагает детям показать разные виды движения снега, «снег кружится», «снег падает», «лепим снежки», «кидаем снежки», «катим снежный ком». |
Практическая часть | Педагог читает инструкцию от Деда Мороза, а дети выбирают из предложенных картинок более близко подходящую по смыслу и приклеивают ее на определенное место на карте. Перед выполнением работ вспоминают правила работы с клеем. А также договариваются об очередности наклеивания. |
Инструкция |
Дорогие дети, дорога к вам трудна и далека, еду я мимо снеговика, дорогу он мне своим носом указывает, возле него не останавливаюсь. Затем попадаю под снегопад. Здесь надо задержаться его переждать. Чтобы снег на избушку моей Снегурочки лавиной не сошел стоит снегозащита. А вот и избушка Снегурочки, тут я отдохнуть должен. Смотрю, дорогу занесло, что мне нужно, чтобы снег убрать? Правильно снегоуборщик. Дорогу быстро расчистили, значит я быстрее могу к вам добраться. Дальше лечу, дети в снежки играют, всю дорогу забросали, придется мне назад вернуться. Дальше еду, уже скоро у вас буду. Надо мне на новый транспорт пересесть. Только транспорт мой особенный, в его названии есть слово «Снег», например, не вездеход, а снегоход, не самолет , а … (снеголет), не автомобиль, а … (снегомоболь). Выберите мне транспорт побыстрее. А вот у же и детский сад виднеется, осталось мне на посох волшебную снежинку поймать и можно к Вам ехать... |
Методические указания к изготовлению карты |
|
Итог | Педагог напоминает детям, что у них получилась волшебная карта, но, чтобы она заработала, с ней надо играть, как с настольно-печатной игрой. Чем чаще играть, тем быстрее Дед Мороз сможет найти наш детский сад. И сейчас он (воспитатель) объяснит правила детям, а они, в свою очередь, объяснять эти правила остальным детям. Педагог объясняет правила, и дети играют в игру. |
Правила игры |
|
Методические указания к занятию |
|
Вариативность заданий |
|
Перспектива деятельности | На следующих занятиях дети раскрашивают картинки и проигрывают данную игру. Можно включать в новую группу детей их первой группы как лидеров, для объяснения правил игры. |
Литература | О.А.Новиковская «Логопедическая грамматика для детей 6 – 8 лет». Санкт-Петербург КОРОНА принт, 2005г. |
Ссылки на картинный материал |
Снеговик http://azcoloring.com/coloring/yik/4MR/yik4MRp5T.jpg Снегопад https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=423277296a852da390649945d3af57fc&n=33&h=215&w=226 Снегурочка http://www.playing-field.ru/img/2015/052222/4652955 Снегурка http://www.playing-field.ru/img/2015/051811/1600145 Снежки http://razukrashki.com/uploads/raskraski/2014/12/01/3971/preview_ighra-v-sniezhki.gif Снежный ком http://www.playing-field.ru/img/2015/052200/5628391 Снегоуборщик http://news.moneylaw.ru/wp-content/uploads/sites/93/2013/11/9f7araskraski_winter92.jpg Снегоход https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=02b742b51388a9d1d1113f3f5a203a82&n=33&h=215&w=159 Снежинка http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/raznie/sneginki/raskraski-snezhinki-17.jpg Снегозащита http://zadocs.ru/pars_docs/refs/19/18055/18055_html_m56fbd7ee.png Снеголет http://www.playing-field.ru/img/2015/051816/1148000 Снегомобиль http://www.playing-field.ru/img/2015/051923/4001141 Терем Деда Мороза, избушка Снегурочки http://topor4ik.ru/raskraski-zamka-deda-moroza.html Детский сад http://ds15.my1.ru/foto_na_gl_str.jpg Лес http://funforkids.ru/paint/tree/tree086.gif Дом http://www.playing-field.ru/img/2015/051723/1953749 Домовой http://raskraski.link/uploads/1/0/3/10377-raskraska-Domovoy-takaya-kroshka-Menshe-chem-lyubaya-lozhka.jpg |