Четверг, 25.04.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Скорохватова Наталия Владимировна, учитель-логопед МДОУ "ЦРР  № 3 "Петушок"

тема недели "Дикие животные"

Педагогическая находка

«Волшебная карта Деда Мороза»

(для детей 6-7 лет)

Пояснительная записка к сценарию образовательной ситуации

Общие сведения

Дети – активные деятели. Через действия они получают знания, набирают опыт, формируют своё отношение к происходящему. Поэтому основной задачей для нас, педагогов, является создать условия для формирования такого опыта, условия, позволяющие ребёнку активно действовать с учётом его собственных интересов.

Групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение,

участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей.

Данный сценарий педагогического мероприятия с детьми построен на основе технологии группового сбора. Образовательная деятельность построена на основе цикла «План – дело - анализ», в процессе которой решается комплекс воспитательно- образовательных задач

Основная технология

Данная разработка - образовательных ситуаций, представлена по теме дня “Дед Мороз” составлена на основе Рабочей программы педагога МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» по лексической теме недели “Новый год” для подготовительной группы. Образовательная

деятельность организуется на основе технологии «Групповой сбор».

Рамки данной технологии позволяют в организации образовательной

деятельности участвовать двум педагогам: воспитатель, учитель-логопед. Учитель – логопед на утреннем сборе сообщает свою новость (проблемная ситуация) и приглашает желающих в центр «Развития речи». В данном центре специалист решает речевые задачи в процессе «починки» карты. Дети самостоятельно работают

в трех остальных центрах, воспитатель – консультирует, оказывает минимальную помощь.

Активные формы обучения

Проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.

1. Групповой сбор. (Проводится в понедельник)

Цель: совместное определение тематики предстоящей образовательной деятельности.

Используем модель трёх вопросов (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где нам об этом узнать?)

2. Утренний сбор. Его цель создание условий для межличностного и познавательно - делового общения детей и создания мотивации к предстоящей деятельности.

3. Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей в центрах

активности. Цель – организация детской деятельности с учётом интересов детей; решение образовательных задач; развитие навыков сотрудничества.

5. Итоговый сбор. Цель: подведение итогов дня, недели, презентация продуктов

деятельности, анализ результатов и определение перспектив

Характеристика группы детей

В группе 24 ребенка, из них 13 девочек, 11 мальчиков. Социально-психологический климат группы положительный, благоприятный. В конфликтных ситуациях дети применяют стратегию сотрудничества, компромисса. Умеют применять социально-приемлемые способы взаимодействия, соответствующие морально-этическим нормам.

Отвергнутых и изолированных детей в группе нет.

Методики и технологии, применяемые при организации образовательной деятельности детей в центрах активности

Социоигровые технологии:

  1. Развитие навыков полноценного межличностного

общения в процессе деятельности. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих активизации самостоятельности и инициативы ребенка, повышение познавательного интереса, формирование детских компетентностей.

2. Игровые проблемные ситуации речевого развития детей дошкольного возраста: Использование системы проблемных и игровых ситуаций в речевом развитии детей с целью мотивации к определённым видам деятельности.

3. Технология познавательно исследовательской деятельности: развитие познавательной активности детей.

4. Здоровьесберегающие технологии: свободное перемещение детей по группе, безопасное оборудование, смена динамических поз.

Методы и формы контроля Наблюдение, анализ продуктов детской деятельности
Цель дня Обобщить представление детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе.
Виды деятельности Игровая, коммуникативная, продуктивная
Формы организации Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Предварительная работа

Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки; подготовка к предстоящему Новогоднему празднику, рассматривание иллюстраций с Дедом Морозом; заучивание стихотворений, наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Чтение произведений:Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода», Н. Асеев «Мороз», З. Александрова «Дед Мороз», М. Клокова «Дед Мороз», В. Одоевский «Мороз Иванович».

Работа с родителями

Конкурс елочек, новогодних игрушек; мини проекты "Традиции Нового года разных стран "

Список литературы и Интернет – ресурсов:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.

Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-

Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

2. Утро радостных встреч: (метод. пособие)/Лидия Свирская. – М.: Издательство

«Линка - Пресс», 2010. – 240с. – ISBN 978-5-904346-17-1

3. «Математика в детском саду»/Л.С.Метлина - Издательство: Просвешение Год:1984

4. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения

ФГОС»/М.Г.Ишмакова - ИПЦ Маска, 2013 г.

5. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

6. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим

недорозвитием речи/ Н. В. Нищева - СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС,2009. – 560 с

7. https://fotki.yandex.ru/next/users/denschikov2007/album/145042/view/563532?page=2#p

review

8. http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00401.htm

9. http://www.lego-le.ru/

10. http://www.school-essays.info/konspekt-nod-v-podgotovitelnoj-gruppe-po-teme-

puteshestvie-v-gorod-velikij-ustyug-k-dedu-morozu/

11. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/podgotovitelnaja-grupadou/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-puteshestvie-v-gorod-velikii-ustyug-kdedu-morozu.html

12. http://bigslide.ru/shabloni-prezentaciy/24981-dedi-morozi-v-raznih-stranah.html

 

 

Конспект занятия

Тема «Волшебная карта для Деда Мороза»
Вид деятельности

НОД, работа в «речевом центре» по технологии «Группового сбора»

Возраст Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
Количество детей До 6 человек (работа в центре)
Цель Развитие навыков словообразования
Задачи

Образовательные:

  1. Продолжать учить детей отбирать однокоренные слова из группы сходно звучащих слов, в том числе и с изменением основы на основе слова «снег» с опорой на наглядность.
  2. Продолжать учить детей ориентироваться на нюансы слова, выбирая из похожих картинок наиболее точно его характеризирующее (Снегурка – Снегурочка, снегопад – снежок).

Развивающие:

  1. Закрепить умение образовывать слова с заданным корнем на примере несуществующих слов (снеголет, снегомобиль).
  2. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги.
  3. Закреплять навыки работы с клеем.
  4. Продолжать развивать слуховое внимание и память, учить ориентироваться на словесную инструкцию

Воспитательные:

1. Закреплять умение детей работать вместе: договариваться о выполнении работы, уметь распределять трудовые обязанности, оценивать свою и чужую работу.

2. Закреплять умение играть вместе, соблюдать правила, ходить по очереди, адекватно относиться к выигрышу и проигрышу

Материал Полуватман с нанесенной разметкой (слайд № 2), набор картинок (однокоренные к слову «снег» (слайды № 3, 4) и несколько не связанных со словом снег(слайд № 5), кубик, фишки, клей, кисточки, салфетки. клеенка, КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ

Речевой материал

Основной: снежок, снеговик, Снегурочка, Снегурка, снегопад, снежный (ком), снегоуборщик, снегоход, снежинка

Вспомогательный: ориентир, инструкция

Утренний сбор

(новости)

У деда Мороза была волшебная карта, по которой он добирался до нашего детского сада на праздник. Но сильный ветер перемешал все ориентиры. И теперь не может к нам добраться. Но мы можем починить карту…
Орг. Момент Педагог вспоминает вместе с детьми проблему, озвученную на утреннем сборе. Затем предлагает детям рассмотреть, что осталось от карты Деда Мороза и самим выбрать пути ее решения, плавно подводя к мысли, что карту нужно починить.
Основная часть

Педагог совместно с детьми обсуждает, что нужно сделать, чтобы починить карту, если известно, что ветер сдул все ориентиры (уточняют значение слова) и перемешал с другими картинками, но есть инструкция (уточняют значение слова) как ее починить.

Дети готовят рабочие места.

Педагог обращает внимание детей на то, что Дед Мороз живет в снежной стране, поэтому и все метки на карте он себе поставил созвучные со словом «снег». Взрослый предлагает детям из всех картинок отобрать только те, которые созвучны со словом «снег». Взрослый показывает картинку и произносит слово интонационно выделяя корень, например, снеговой, лесной … и т.д., обсуждая с детьми, есть ли в слове слово «снег» и что конкретно каждое слово обозначает. Уточняют нюансы значения слов Снегурка – Снегурочка, снегопад - снежок (в значении снег идет), снежок (в значении «комочек из снега») - снежок (в значении «снег идет»). Обязательно на примерах показывает, что слово может слегка изменятся, не меняя значения, например, снежный, звучит не «снег», а «снеж», но смысл все равно остаётся тот же – снеговой, сделанный из снега. Отобрав картинки, дети еще раз совместно с педагогом проговаривают их выделяя голосом часть слова «снег» («снеж»)

Динамическая пауза Перед выполнением задания педагог предлагает детям показать разные виды движения снега, «снег кружится», «снег падает», «лепим снежки», «кидаем снежки», «катим снежный ком».
Практическая часть Педагог читает инструкцию от Деда Мороза, а дети выбирают из предложенных картинок более близко подходящую по смыслу и приклеивают ее на определенное место на карте. Перед выполнением работ вспоминают правила работы с клеем. А также договариваются об очередности наклеивания.
Инструкция

Дорогие дети, дорога к вам трудна и далека, еду я мимо снеговика, дорогу он мне своим носом указывает, возле него не останавливаюсь. Затем попадаю под снегопад. Здесь надо задержаться его переждать. Чтобы снег на избушку моей Снегурочки лавиной не сошел стоит снегозащита. А вот и избушка Снегурочки, тут я отдохнуть должен. Смотрю, дорогу занесло, что мне нужно, чтобы снег убрать? Правильно снегоуборщик. Дорогу быстро расчистили, значит я быстрее могу к вам добраться. Дальше лечу, дети в снежки играют, всю дорогу забросали, придется мне назад вернуться. Дальше еду, уже скоро у вас буду. Надо мне на новый транспорт пересесть. Только транспорт мой особенный, в его названии есть слово «Снег», например, не вездеход, а снегоход, не самолет , а … (снеголет), не автомобиль, а … (снегомоболь). Выберите мне транспорт побыстрее.

А вот у же и детский сад виднеется, осталось мне на посох волшебную снежинку поймать и можно к Вам ехать...

Методические указания к изготовлению карты
  1. Педагог, читая инструкцию, одновременно объясняет и значение графических символов на ней
  2. Все слова проговариваются, взрослый делает акцент на корне «снег» («снеж»), постоянно подчеркивая, что это слова «родственники», которые объединяются по сходству материала из которого они сделаны.
  3. Два раза, при выборе Снегурочки (Снегурки), и выборе транспорта для Деда Мороза, педагог предоставляет инициативу детям, предлагая им порассуждать, что лучше выбрать и почему, и договориться между собой о своем выборе.
  4. При расположении картинок педагог закрепляет умение детей ориентироваться на листе бумаги, учитывая и инструкцию Деда Мороза, и логику карты.
  5. Педагог следит за правильностью работы с клеем.
  6. Все картинки выполнены в черно-белом исполнении, в дальнейшем дети их раскрасят
Итог Педагог напоминает детям, что у них получилась волшебная карта, но, чтобы она заработала, с ней надо играть, как с настольно-печатной игрой. Чем чаще играть, тем быстрее Дед Мороз сможет найти наш детский сад. И сейчас он (воспитатель) объяснит правила детям, а они, в свою очередь, объяснять эти правила остальным детям. Педагог объясняет правила, и дети играют в игру.
Правила игры
  1. В игру играют до 6 человек.
  2. У каждого игрока фишка своего цвета.
  3. Начинается игра от терема Деда Мороза.
  4. Каждый игрок по очереди бросает кубик (лучше использовать кубик с 1 до 4 значений) и ходит столько раз, сколько точек выпадет на кубике.
  5. Один ход, один кружок.
  6. Красный кружок – пропуск хода.
  7. Синий кружок – один ход вперед.
  8. Зеленый кружок – вернуться по стрелке назад.
  9. Выигрывает тот, кто первым дойдет до детского сада.
  10. Проходя мимо ориентиров, надо повторить их столько раз, сколько точек на кубике.
Методические указания к занятию
  1. Педагог при произнесении родственных слов выделяет общий корень голосом.
  2. Педагог учит детей выделять голосом общий корень.
  3. Когда на занятии встречаются слова из раздела «речевой материал», педагог вместе с детьми уточняет их значение.
  4. Если подготовка игры заняла много времени, проигрывание откладывается на потом.
  5. Педагог не дает детям готовых решений, проблемными вопросами направляя их к правильному ответу.
  6. Педагог поощряет проявления дружественных отношений в игре, учит детей правильно проигрывать и выигрывать, например, «Мы радуемся за того, кто выиграл, когда мы выиграем, радоваться будет он».
  7. На другом групповом сборе можно сделать еще одну игру, добавить соревновательный элемент и играть группами.

Вариативность

заданий

  1. Отбор слов с заданным корнем (индивидуально и парами на скорость, с обязательным проговаривание слов)
  2. Исключение «лишнего» слова, т.е. слова не подходящего к заданному корню
  3. Играть на двух полях командами.
  4. Подобрать слова с корнем «снег» («снеж»), которых не было на занятии.
  5. Преобразовывать другие слова добавляя (заменяя часть слова) слово «снег» («снеж»), например, снеголет, снегомобиль, снегороженное и т.п.
Перспектива деятельности На следующих занятиях дети раскрашивают картинки и проигрывают данную игру. Можно включать в новую группу детей их первой группы как лидеров, для объяснения правил игры.
Литература О.А.Новиковская «Логопедическая грамматика для детей 6 – 8 лет». Санкт-Петербург КОРОНА принт, 2005г.
Ссылки на картинный материал

Снеговик http://azcoloring.com/coloring/yik/4MR/yik4MRp5T.jpg

Снегопад https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=423277296a852da390649945d3af57fc&n=33&h=215&w=226

Снегурочка http://www.playing-field.ru/img/2015/052222/4652955

Снегурка http://www.playing-field.ru/img/2015/051811/1600145

Снежки http://razukrashki.com/uploads/raskraski/2014/12/01/3971/preview_ighra-v-sniezhki.gif

Снежный ком http://www.playing-field.ru/img/2015/052200/5628391

Снегоуборщик http://news.moneylaw.ru/wp-content/uploads/sites/93/2013/11/9f7araskraski_winter92.jpg

Снегоход https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=02b742b51388a9d1d1113f3f5a203a82&n=33&h=215&w=159

Снежинка http://moi-raskraski.ru/images/raskraski/raznie/sneginki/raskraski-snezhinki-17.jpg

Снегозащита http://zadocs.ru/pars_docs/refs/19/18055/18055_html_m56fbd7ee.png

Снеголет http://www.playing-field.ru/img/2015/051816/1148000

Снегомобиль http://www.playing-field.ru/img/2015/051923/4001141

Терем Деда Мороза, избушка Снегурочки http://topor4ik.ru/raskraski-zamka-deda-moroza.html

Детский сад http://ds15.my1.ru/foto_na_gl_str.jpg

Лес http://funforkids.ru/paint/tree/tree086.gif

Дом http://www.playing-field.ru/img/2015/051723/1953749

Домовой http://raskraski.link/uploads/1/0/3/10377-raskraska-Domovoy-takaya-kroshka-Menshe-chem-lyubaya-lozhka.jpg

 

САМОАНАЛИЗ

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

ССЫЛКА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

 

Воспитателям
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

г.о.Стрежевой 2011г.