Понедельник, 19.11.2018, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Скорохватова Наталия Владимировна, учитель-логопед МДОУ "ЦРР  № 3 "Петушок"

тема недели "Посуда"

Эссе

Эссе

«Моя педагогическая философия»

 

 

Ученик никогда не превзойдет учителя,

если видит в нем образец, а не соперника.

Белинский В. Г.

 

Мы живем в очень интересное время. Динамичный темп жизни, доступность любой информации, свобода во взглядах и мнениях, широкий выбор возможностей все это формирует новый тип личности – личности активной, креативной, уверенной в своих силах и умеющей добиваться желаемого.

Образование – зеркало жизни общества.  Поэтому со времен своего возникновения оно находится в состоянии «инновации и модернизации», и еще вопрос, что было труднее, современным педагогам принять идею равного партнерства учителя и ученика, или древним преподавателям концепцию «круглой Земли». Но если говорить серьезно, именно сейчас в педагогике актуально встал вопрос не только чему учить, но и как учить, кто именно должен учить, кто несет ответственность за качество полученного образования. Актуален этот вопрос и для меня. Казалось бы, двадцать лет педагогического стажа давно должен был расставить все акценты, определить приоритеты и закрыть все вопросы. Но… меняется жизнь, меняюсь и я. Для меня, как логопеда, коррекционного педагога, важно не только поставить звуки и научить ребенка, например, пересказывать текст, но и показать ему все возможности родного языка, научить делать выбор, принимать роль лидера, адекватно оценивать свои возможности, т.е. применять полученные на коррекционных занятиях навыки в обычной жизни.

Когда я только пришла в педагогику на понятие «всесторонне развитый ребенок» смотрели просто, чем больше ребенок знает – тем более он развит. Знает название десяти овощей – гений, знает меньше пяти – отставание от нормы. Из личных качеств, пожалуй, ценным было только послушание, умение слушать и слышать педагога. Инициатива ребенка воспринималась как баловство. Однако, время показало, простое накопление знаний никак не влияет на умение ими оперировать. Да и сама подача знаний – от взрослого к ребенку, по типу «молчи – слушай – запоминай», не соответствует реалиям современного мира. Новые вызовы требуют целого ряда новых ценностных установок и личностных качеств, таких как способность к позитивной коммуникации, инициативность, активность, умение и желание учиться, умение принимать на себя ответственность, креативность. (Программа «Вдохновение»). Основа этих качеств — закладывается в период дошкольного детства.

Меняется и роль педагога, от позиции «Я – логопед, мое дело звуки ставить», приходишь к пониманию, что педагогический коллектив – это единый организм, детский сад – общее педагогическое пространство, в котором не только педагоги, но и дети занимают активную позицию в своем образовании.

Так как же изменилась моя педагогическая деятельность и что осталось неизменным?  Конечно, основной моей деятельностью остается коррекция и развитие речи. Изменились подача материала, взаимодействие с детьми и целевые ориентиры.

Для меня важным является возможность дать ребенку право выбора деятельности, научить его планировать ее и нести ответственность за свой выбор. Такой подход требует большой подготовки к занятиям на этапе планирования и разнообразного дидактического материала, который всегда должен быть «под рукой». Такой подход позволяет не просто дать знания, но и научить детей применять их в разных ситуациях. Люблю соревновательные игры, детям необходим как опыт «победителя», так и опыт «проигравшего», включаю в занятия не только речевые задания, но и игры на развитие психических процессов, побуждаю детей придумывать и предлагать свои варианты знакомых игр, вводить в них новых персонажей - именно в этих ситуациях и формируются коммуникативные навыки, умение планировать, развиваются мышление, воображение и память.

Однако оговорюсь, я против бездумного использования термина «выбор», обзор логопедической блогосферы показывает, как по-разному воспринимается понятие «инициативы». Часть педагогов предпочитает не делать ничего и дать детям делать только то, что они хотят. Такой подход не нов. Еще А.С. Макаренко, в далеком 1966 году, писал о нем так: «…ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом…, что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать.» и еще: «Убеждение в том, что многое вырастает само из ничего при помощи каких-то химических влияний ваших педагогических взглядов, неправильно». Отвечу его же словами: «Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива» (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.6).

Я сознательно не делаю акцент на коррекционной работе. Быть логопедом в ДОУ, значит быть членом общего коллектива, работать на общий результат, не различать детей по разным признакам. Уметь привлечь детей к совместной деятельности, в том числе, и к конкурсам, предполагающих большой объем речевых умений. Скажем откровенно, для детей с нарушением речи не так много возможностей вступить публично, из конкурсов им обычно доступны конкурсы по рукотворчеству. Я принципиально готовлю на разные речевые конкурсы только детей, с которыми занимаюсь на логопункте, опыт публичного выступления, волнение и азарт на этапе подготовки, ожидание результата – дает ребенку ощущение важности его речевой деятельности, ценности его как личности, повышает самооценку.

Мир меняется стремительно, мы меняемся вместе с ним. Только от нас зависит, как мы будем воспринимать эти перемены. Закончить хочу словами А. Диcтepверга, которые точно отражают мое видение современной педагогики: «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам, с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

ВЕРСИЯ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

 

Воспитателям
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

г.о.Стрежевой 2011г.